Деньги и искусствоСовременному искусству свойственно удивлять и даже шокировать. Современному взгляду на то, что происходит в искусстве, в неменьшей мере присуща экстраординарность и оригинальность. В 2011 году в Москве выступил итальянский художник, исследователь социально-психологических отношений в арт-среде Чезаре Пьетроюсти. Этот художник известен своими проектами и экшнами, глубоко эпатирующих публику и заставляющих задуматься над своим видением культуры и своей принадлежностью к культуре в широком смысле слова.

Ни для кого не секрет, что мы зависимы от денег. Экономика сегодня определяет практически всё. И в этой всеохватывающей сфере денежных отношений создано множество конвенций, условностей, в том числе на уровне бытовых практик и поведенческих стратегий простых людей. Эти конвенции, условности, правила уже давно принимаются всеми как нечто само-собой-разумеющееся. В отношении к деньгам есть свои табу. Есть своя мораль. Почему мы так зависимы от денег, от денежной экономики? Мы даже сами не всегда отдаём себе отчёт, когда готовы преступить через себя, поступиться идеалами, пойти на низость, совершить коварство - и всё это из-за денег.

Например, когда Чезаре Пьетроюсти с коллегами пытается демонстративно презреть деньги, бумажные банкноты (съедая их на глазах у публики), это вызывает самые разные реакции. Среди прочих есть и те, кто говорит, что эти деньги могли бы сослужить добрую службу, помочь кому-то и т.д.. Вроде бы это справедливое замечание. Но эти деньги принадлежали другому человеку, и этот человек мог сделать с ними всё, что он захочет. Захочет – поможет, захочет – съест. Это его дело. Мы же возмущаемся. А значит, в наших глазах его поведение нарушает какую-то негласную, но принятую большинством, конвенцию в отношении денег. Определённое табу, определённое видение «правильного» распоряжения деньгами. Это интересно.

Другой эксперимент Чезаре состоял в том, что в течение одного дня в Лондоне продавали деньги за взгляд. Звучит странно, а в сути было вот что. Человеку, желавшему приобрести банкноту, нужно было определённое количество времени просто смотреть на неё, не отрываясь, и, по истечении этого времени (минут 15-20), ему отдавали деньги. Взгляд – это что-то бесплатное и к деньгам отношения не имеющее. Отдать деньги в обмен на что-то бесплатное и бесценное – нонсенс. Безусловно, этот эксперимент не имел никаких серьёзных последсвий. Но может быть, кто-то хоть на мгновение задумался о характере нашего отношения к деньгам и наших взаимодействий по поводу денег.

Экономика как отношения вокруг денег стала сверх-человечным существом, «богом», ниспускающим свои стандарты и законы. «Экономика – это новая религия», - заявляет Пьетроюсти.

В своём интервью художник также обращается к проблеме денег и искусства. Насколько уместен обмен какого-то объекта искусства как совокупности идей и знаний на деньги? Может ли «недостойный» этого глубокого знания, содержащегося, например, в картине, приобрести его? «Может быть, - делится риторическим соображением итальянец, - нужно ввести экзамены для тех, кто хочет купить произведение искусства». И если человек не сдаст экзамен, то, даже имея нужную сумму денег, не сможет купить этот арт-объект. И тогда есть вероятность, что что-то в головах людей изменится, и они убедятся: деньги еще не всё и не всё они определяют. Есть ещё что-то бесценное в нашей жизни, что невозможно купить или продать. А оно действительно есть. Художник прав: Знание бесценно.

28-02-2012 07:23 Categories: искусство мир
гносис лого
© 2008 - 2018 Гностический Центр Изучения Культуры и Антропологии